Решить задачу
Введите текст одной задачи по математике (без ошибок, сокращений и с сохранением всех знаков препинания, как в учебнике) и нажмите кнопку “Решить задачу”. Или выберите задачу из учебника.
Можно задать текст голосом по одному предложению, нажимая на
Решение
Ответ
- Суммарный вес рейсов шофера №1: 75 т
- Суммарный вес рейсов шофера №2: 45 т
Что нужно знать
Это задача, в которой один или несколько объектов, где по каждому объекту своя формула q = p ⋅ c, где c - количество в некоторых единицах, p - условно "цена" за эту единицу, и q - условно "цена" за все эти единицы. Обычно "ценой" выступают деньги, но могут быть вес, длина и др. величины. Эту величину будем называть базовой.
Для решения такой задачи нужно понять, сколько всего объектов, и по каждому объекту что является этими q, p и c. Затем выбрать базовую единицу, и если у разных объектов q или p отличаются от неё, то привести их все к базовой. Часто в задаче фигрурирует общая сумма всех q и остаток (для денег это сдача). Условиями могут оформляться разные соотношения между этими величинами - это просто дополнительные уравнения в систему уравнений.
Для решения такой задачи нужно понять, сколько всего объектов, и по каждому объекту что является этими q, p и c. Затем выбрать базовую единицу, и если у разных объектов q или p отличаются от неё, то привести их все к базовой. Часто в задаче фигрурирует общая сумма всех q и остаток (для денег это сдача). Условиями могут оформляться разные соотношения между этими величинами - это просто дополнительные уравнения в систему уравнений.
Вариант решения №1 (Универсальный)
Способ решения
Здесь у нас 2 объекта: шофер №1 и шофер №2, оформляем их уравнениями вида p=q⋅c :
Базовой единицей измерения возьмём т.
Итак, у нас в формулах есть 6 величин, из которых 3 известные (a=30, c1=5, c2=3) и 3 неизвестные (p, q1, q2), которые предстоит найти для получения результата.
Для успешного решения неизвестных должно быть столько же или меньше, чем уравнений. В нашем случае одинаково - 3, то есть скорее всего решение найдётся.
- q1 = p ⋅ c1, где q1 - суммарный вес рейсов шофера №1, p - вес рейса, c1 - количество рейсов шофера №1;
- q2 = p ⋅ c2, где q2 - суммарный вес рейсов шофера №2, p - вес рейса, c2 - количество рейсов шофера №2;
- q1 = q2 + a , условие, что суммарный вес рейсов шофера №1 (q1) на 30 т (a) больше, чем суммарный вес рейсов шофера №2 (q2).
Базовой единицей измерения возьмём т.
Итак, у нас в формулах есть 6 величин, из которых 3 известные (a=30, c1=5, c2=3) и 3 неизвестные (p, q1, q2), которые предстоит найти для получения результата.
Для успешного решения неизвестных должно быть столько же или меньше, чем уравнений. В нашем случае одинаково - 3, то есть скорее всего решение найдётся.
Выделение данных
Один шофер сделал за день 5 рейсов, c1 = 5 рейсов другой - 3 рейса. c2 = 3 рейса В каждый рейс перевозили зерна поровну. Первый шофер перевез на 30 т больше, чем a = 30 т, q1 = q2 + a второй. Сколько зерна q1 = ? т, ?q2 = ? т перевез каждый шофер?
Система уравнений
- q1 = p ⋅ 5
- q2 = p ⋅ 3
- q1 = q2 + 30
Решение системы уравнений
Уравнения решаются путём простых и известных вам операций. Нужно, чтобы во всех уравнениях слева оказались неизвестные (корни уравнений), а справа от них - выражения без неизвестных (числа или переменные). То есть все уравнения приняли бы вид x = число. Не надо сразу пытаться решить всё за один раз, а лучше двигаться постепенно, выполняя простые операции и каждый раз улучшая систему в целом, приближаясь к конечному виду. Например, вот как их решает робот (возможно, у вас получится решить короче):
Уравнение 1 | Уравнение 2 | Уравнение 3 | Комментарий | |
---|---|---|---|---|
0 шаг | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | q1 = q2 + 30 | Исходная система уравнений |
1 шаг | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | p ⋅ 5 = q2 + 30 | Заменили q1 на p ⋅ 5. |
2 шаг | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | p ⋅ 5 = p ⋅ 3 + 30 | Заменили q2 на p ⋅ 3. |
3 шаг | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | p ⋅ 5 – p ⋅ 3 = 30 | Перенос p ⋅ 3 из правой части в левую с заменой знака. |
4 шаг | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | 2 ⋅ p = 30 | Вынесли за скобки и сложили числа (5 – 3) ⋅ p. |
5 шаг | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | p = 30/2 | Разделили правую и левую части на 2. |
6 шаг | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | p = 15 | |
7 шаг | q1 = 5 ⋅ 15 | q2 = 3 ⋅ 15 | p = 15 | Ур.1: Заменили p на 15. Ур.2: Заменили p на 15. |
8 шаг | q1 = 75 | q2 = 45 | p = 15 | Готово! |
q1 = 75 т
q2 = 45 т
Вариант решения №2 (Школьный)
Способ решения
Школьный способ для этого типа задач состоит в том, чтобы составить одно уравнение с одной неизвестной величиной. А остальные неизвестные вычисляются на основе неизвестной из первого уравнения.
Система уравнений
- p ⋅ 5 = p ⋅ 3 + 30
- q1 = p ⋅ 5
- q2 = p ⋅ 3
Решение системы уравнений
Уравнение 1 | Уравнение 2 | Уравнение 3 | Комментарий | |
---|---|---|---|---|
0 шаг | p ⋅ 5 = p ⋅ 3 + 30 | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | Исходная система уравнений |
1 шаг | p ⋅ 5 – p ⋅ 3 = 30 | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | Перенос p ⋅ 3 из правой части в левую с заменой знака. |
2 шаг | 2 ⋅ p = 30 | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | Вынесли за скобки и сложили числа (5 – 3) ⋅ p. |
3 шаг | p = 30/2 | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | Разделили правую и левую части на 2. |
4 шаг | p = 15 | q1 = p ⋅ 5 | q2 = p ⋅ 3 | |
5 шаг | p = 15 | q1 = 5 ⋅ 15 | q2 = 3 ⋅ 15 | Ур.2: Заменили p на 15. Ур.3: Заменили p на 15. |
6 шаг | p = 15 | q1 = 75 | q2 = 45 | Готово! |
q1 = 75 т
q2 = 45 т
Если Вы считаете, что задача решена роботом неправильно, то нажмите кнопку, чтобы разработчики смогли объяснить роботу правильное решение
Сгенерировать уникальные задачи с ответами на основе текущей задачи.